ПомощникJ
Русский язык
Часть1. Задание С1.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,
так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите
изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2.
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.
А1. Это задание на нахождение ответа на вопрос. Чтобы
ответить правильно, прочитайте внимательно вопрос и попытайтесь сами на него
ответить, а только потом выбирайте вариант ответа.
А2. Это задание на понимание слов. Здесь нужно указать, в
каком значении употребляется в тексте то или иное слово, и дано предложение, в
котором оно записано. Для начала нужно прочитать предложение и понять основную
мысль. А потом каждый из вариантов ответов подставить вместо этого слова в
предложение. И какой вариант подходит по смыслу, тот и будет правильный.
А3. В этом задании нужно найти метафору, эпитет,
олицетворение, сравнение, фразеологизм и гипербола.
1. Эпитет.
Ш1 Найти прилагательные в переносном значении
Ш2 Проверить, являются ли они необычными, яркими,
красочными
2. Олицетворение.
Ш1 Найти все глаголы
Ш2 Проверить, какой из них в переносном значении,
черты живого лица переходят на неживое
3. Сравнение.
Ш1 Найти союзы: как, как будто, будто, словно, точно,
подобно и др.
Ш2 Проверить, сравнивается ли что-нибудь в этом
предложении
4. Метафора.
Ш1 Найти все слова в переносном значении
Ш2 Проверить, употобляется (сравнивается) ли одно
явление другому
5. Фразеологизм.
Ш1 Найти слова в переносном значении
Ш2 Проверить, можно ли употреблять их в другой речевой
ситуации
6. Гипербола(литота).
Ш1 Найти слова в переносном значении
Ш2 Если оно преувеличивает происходящее, то это
гипербола. Если оно преуменьшает, то это литота
А4. Это задание на нахождение ошибочного суждения.(фонетика)
1. Сочетание букв:
СТН, ЗДН, СТЛ, ВСТВ, НТСК, НДСК – 1 звук согл.
выпадает
2. Слияние (парных) удвоенных согласных в один звук
3. Сочетание глухого и звонкого даёт два звонких.
Например, просьба
4. Оглушение на конце слова. Например, снег
5. Обозначение на письме мягкости согласных: ё, е, ю, я,
ь
6. Распадение гласных е, ё, ю, я на два звука (1. В
начале слова, 2. После мягкого знака, 3. После другого согласного)
7. [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые
8. [ч’], [щ’], [й’] – всегда мягкие
9. Сочетание зш, сш, сж, зж, сч, зч, тч, дч, тс, дс, тц,
дц – дают один долгий звук. Например, счастье
А5. Это задание на нахождение слова с чередующейся
гласной в корне. Для начала нужно вспомнить корни с чередованием гласной.
С чередованием
С проверяемой гласной С
непроверяемой гласной
Корни
с чередованием
Зависят от
ударения |
От согласных
звуков |
От значения |
От суффикса
а |
Зар - Зор Гар - Гор Клан – Клон Твар - Твор |
Лаг – Лож Кас – Косн Раст – Ращ –
Рос Скак - Скоч
|
Мак – Мок Равн – Ровн Плав – Плов
- Плыв |
Бир – Бер
Дир –Дер Мир-Мер Пир-Пер Тир-Тер
Стил-Стел Блист-Блест
Жиг-Жег Чит-Чет
Жим-Жа Мин-Мя
Ним-Ня Чин-Ча |
Ш1 Выделить корень
Ш2 Попробовать изменить его
Ш3 Сравнить с табличкой
Ш4 Найти корень с чередованием
С
проверяемой гласной
Ш1
Отбросить слова с чередованием
Ш2 К
оставшимся подобрать проверяемое слово, чтобы гласная стояла под ударением
С
непроверяемой гласной
Ш1
Отбросить корни с чередованием
Ш2
Подобрать проверочные слова к оставшимся
Ш3 К
которому не подбирается – (то словарное), т.е. верный ответ
А6. В этом задании говориться о приставках.
Не изменяемые (по, на, у, от) на з, с (без, бес..) пре, при
1.
Приставки
на з, с (без, бес, раз, рас) – зависят от звука следующего после приставки.
Если после приставки стоит глухой, то пишется с, если звонкий – з, если гласный
– з. Приставки З не бывает!!! Искл. Здесь, здоровье, здание, здешний.
2.
Приставки
пре, при
Пре |
При |
- Высокая степень качества (очень) - Или употребляется в значении пере
(переделать) |
- Приближение (Прикасаться) - Присоединение (Приколоть) - Неполнота действия (Присесть) - Близость к предмету (около) (Привокзальный) |
А7. Это задание на знание суффиксов.
Суффиксы –н-, -нн- :
Прилагательные
-н- в кратких прилагательных и на -ин, -ян, -ан
Искл: Стеклянный, деревянный, оловянный
-нн- на -енн-, -онн-, и если одна н присутствует в
корне.
Искл: Ветреный
Причастия
В полных причастиях всегда пишется -нн-
-енн-, -ённ-, -нн-
В кратких причастиях -н-
Как
отличить прилагательное от причастия
1.
У причастий
только совершенный вид
2.
Кроме не
3.
Есть
зависимые слова (у прич.)
4.
Оканчивается
на -ованый, -еваный (искл.)
Посаженый,
названый, приданое; невиданный, негаданный, неслыханный, нечаянный, нежданный,
желанный, священный, чванный, жеманный.
Наречия
Сколько -н-
в прилагательных(от которого оно образовано), столько и в наречиях
Сколько -н-
в причастиях, столько и в наречиях
Например: Неожиданно,
мужественно
В1. Это задание на знание синонимов. Обычно здесь нужно
заменить разговорное слово стилистически нейтральным синонимом. Синонимы – это
слова одинаковые по смыслу, но разные по звучанию. Например, пошушукались –
пошептались.
В2. Это задание на знание типов связи слов в
словосочетаниях. Есть 3 типа связи: Согласование,
управление, примыкание. Согласование
- вид связи, при котором зависимое
слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда
существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или
местоимением. Управление – вид
подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме
косвенного падежа. Примыкание – вид
связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов или
морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и
деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой
сравнительной степени прилагательного или наречия.
В3. В этом задании нужно выписать грамматическую основу.
Нужно определить сложное или простое предложение дано. Для этого сначала легче
найти глагол и от него задать вопрос к существительному, или найти
существительное в именительном падеже и от него задать вопрос к глаголу.
В4. В этом задании нужно найти обособленные члены.
Обособленными бывают: определения,
приложения, обстоятельства. Обособленное определение – это определение с
зависимыми словами, которое с двух сторон выделяется запятыми. Обособленное приложение – это особый
вид определения, выраженный именем существительным (например, Маша, дочь
кузнеца, играет на гитаре). Обособленное
обстоятельство – выделенные интонационно и пунктуационно члены предложения,
выступающие в функции различных обстоятельств.
В5. Это задание на определение запятых при вводном слове.
Чтобы вам легче было найти запятые при вводном слове, найдите слова, выделенные
с двух сторон запятыми. Определите значение этого слова (Значение: Уверенность
или неуверенность, Различные чувства и эмоции, Источник высказывания (говорят,
по мнению и т.д.),Порядок явлений или мыслей и связь между ними(итак, стало
быть), Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли(иными словами,
вообще, вернее и т.д.),Призыв к собеседнику(видишь (ли), знаете (ли), поверьте
и т.д.)).
В6. Это задание на нахождение грамматических основ. (см.
В3, только в этом задании нужно написать их количество)
В7. Это задание на нахождение запятой между частями
сложного предложения. Сложные предложения могут связываться подчинительной,
сочинительной или бессоюзной связями. Бессоюзная связь – это связь простых
предложений, входящих в сложное, связанных между собой интонацией.
|
ССП |
СПП |
Союзы |
Сочинительные |
Подчинительные |
Части |
Самостоятельны,
равноправны |
Главная
часть подчиняет себе придаточную |
Вопрос |
Вопрос
задать нельзя |
Вопрос
задаётся от главной части к придаточной |
Союз
относится |
Союз не
относится ни к одной из частей |
Союз
относится к придаточной части |
В8. Это задание на нахождение сложноподчиненного
предложения с однородным или неоднородным подчинением придаточных. Есть два
вида подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение. При
соподчинении придаточные относятся к
одному и тому же главному предложению. Соподчинение бывает:
Однородным |
Неоднородным |
Соподчинение называется
однородным, если придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в
главном или ко всему главному. |
Соподчинение называется
неоднородным, если к главному предложению относятся придаточные разных видов
или если придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном
предложении. |
При последовательном подчинении придаточные
предложения зависят одно от другого.
В9. В этом задании нужно найти сложное предложение с
разными видами связи между частями.(см. задание В7)
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните
задание С2 на отдельном листе.